Миф об условиях в белорусских тюрьмах

«Сами политические себя политическими не считают»

Екатерина Тихомирова
06 июля 2023. АТН.

 

В пропагандистских каналах республики Беларусь в последнее время часто муссируется информация о том, что в стране нет политических залюченных, а все факты их наличия являются плодом фантазии коллективного Запада и самих бывших политзаключённых. 

Стоит ли принимать за чистую монету?

Комментарии от бывшего политического заключённого Виктора Пархимчика.

Не существует юридического определения ни в одной юридической практике мира.

В 2012 году Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию с определением понятия политического заключённого. Лицо, лишенное личной свободы, должно считаться «политическим заключенным», если:

  • Если лишение свободы было применено в нарушение одного из основных прав, гарантированных конвенцией по правам человека: свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнения и информации, а также свободы собраний и объединений;
  • Если лишение свободы было применено по явно политическим причинам без связи с каким-либо правонарушением;
  • Если по политическим мотивам продолжительность заключения и его условия являются явно несоразмерными по отношению к правонарушению, в котором лицо было признано виновным или подозревается;
  • Если по политическим мотивам лицо лишено свободы на дискриминационной по сравнению с другими лицами основе; или
  • Если лишение свободы является результатом очевидно несправедливого разбирательства, что, как представляется, связано с политическими мотивами властей.

Республика Беларусь не является членом Совета Европы, так как не ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, однако является кандидатом на вступление, а Совет Европы предпринимает ряд мер для налаживания сотрудничества. В данном слчае приведен лишь один пример, но его достаточно для того, чтобы опровергнуть утверждение пропагандистки о том, что не существует ни одного юридического документа с определением термина "политический Заключённый" .

Желтая бирка на видео

Факт того, что заключённый на видео помечен желтой биркой говорит о томи, что он отбывает срок по политическому мотиву. Отсутствие треугольника на плече у обоих заключенных может говорить о том, что они не состоят ни в каких секциях (досуга, быта и так далее). Можно сделать вывод о том, что илбо они одели не свою робу, либо если роба их, то они являются злостными нарушителями режима отбывания наказания. Только у "злостников" нет принадлежности к секции, потому что их оттуда исключают. Получается. Брали интервью у злостных нарушителей режима, что уже вызывает немало вопросов к тому, что ролик подстановочный.

Заключенные на видео свободно передвигаются по лагерю.

Для современных реалий такое передвижение по запретным зонам немыслимо и невозможно даже во многих нормальных странах, так как тюрьма является закрытым учреждением, а на видео мы видим, как осужденный ходит по локальной зоне колонии, отрывает двери пропагандисту, как у себя дома. Это так же свидетельствует о постановочном характере ролика.

Заключенный рассказывает о кинозале.

В данном кинозале происходят ритуальные события, связанные с топорными попытками администрации учреждения "промыть мозги" осуждённому контингенту с помощью лекции в коммунистическом стиле, в кинозал контингент водят строем и посещать его в свободном режиме, как показано в ролике, никому нельзя.

На видео показана спортивная площадка.

В Шкловской колонии ИК17 политическим заключённым запрещено посещать спортивную площадку, показанную на видео. Посещение возможно убийцам, наркоманам и бандитам, но не лицам, отбывающим наказание по политическому мотиву. 

На видео осужденный говорит о том, что он может хранить продукты.

На самом деле, холодильники покупают сами осуждённые, точнее, их родственники. Но нюанс в том, что у политических нельзя брать деньги. Соответственно, и холодильниками они пользоваться тоже не могут.

Об отсутствии повышенного внимания

  • Любые передвижения по колонии проходят строем, а не так, как показано на видео. Первые ряды тюремщики выстраивают из политических, так они выделяют жёлтые бирки среди других осуждённых.
  • На телефонные звонки политзаключённые идут отдельной очередью, в сопровождении оперативного сотрудника колонии, который подслушивает весь разговор.
  • ШИЗО, ПКТ и прочие меры воздействия применяются к политическим заключенным в произвольном порядке при полном отсутствии реакции со стороны проверяющих органов, проуратуры, красного креста и других структур.
  • На видео какой-то из незнакомых мне осужденных рассказывает о том, что любой желающий родственник может приехать в ИК. Меня лишили свиданий и передач в первую неделю после прибытия в колонию Шклова, на карантине. Поднимался в отряд я из ШИЗО. Так что я не видел фонтана и павлинов на видео, но слышал, как они кричат из окна ШИЗО, и опровергаю слова этого подстановочного человека о том, что любой желающий может приехать.

На видео показывают спортзал.

Туда не может попасть обычный политзаключенный, не говоря уже о желтой бирке. Обычно это привилегия так называемых "козлов", так на зоне называют осужденных, открыто сотрудничающих с администрацией колонии для получения каких т о личных выгод или по убеждению. В эту касту набираются люди, отбывающие сроки по неполитическим статьям.

В заключение

Данное интервью можно отнести к пыткам, так как героями выступают лица, жизнь и здоровье которых полностью находятся в руках тюремной администрации, практикующей целенаправленный произвол в отношении осуждённых по политическим мотивам и не только. Внутри стен ИК№17 и за её пределами помнят о смерти Витольда Ошурка. 

Видео носит явно подстановочный характер, и не учитывает настоящие реалии современных белорусских тюрем.  отсутствии контроля со стороны государства либо целенаправленных устных приказов на применения пыток со стороны властей. Объективную картину могут дать только лица, находящиеся вне пределов колонии, после освобождения, в рамках независимого судопроизводства.

Fashion Editor
Donec quam felis ultricies nec, pellentesque eu pretium quis sem. Nulla consequat massa quis enim